Под прессом. Какие риски несут для Украины мировые стандарты налоговой прозрачности

Под прессом. Какие риски несут для Украины мировые стандарты налоговой прозрачности

Если для стран «золотого миллиарда», уже обладающих сложнейшей архитектурой налоговых систем и армией квалифицированных консультантов, аудиторов и юристов, новые веяния причинили ощутимое, но не критическое неудобство, то для государств со слабой экономикой их внедрение близко к шоковому. 


1517


Фото: Pixabay


Волна мировой налоговой прозрачности за последние 5-8 лет принесла в большинство национальных законодательств огромный массив сложнейших процедур администрирования и контроля. На головы налогоплательщиков пролился водопад незнакомых аббревиатур и сокращений — antiBEPS, FATCA, GAAR, CFC, Country-by-Country report etc ( международные стандарты налоговой и финансовой прозрачности — Ред).

И если для стран «золотого миллиарда», уже обладающих сложнейшей архитектурой налоговых систем и армией квалифицированных консультантов, аудиторов и юристов, новые веяния причинили ощутимое, но не критическое неудобство, то для государств со слабой экономикой их внедрение близко к шоковому. 

Существующие на сегодня первичные исследования по оценке тех или иных новаций показывают следующие возможные риски для Украины:

  • влияние на ВВП — НЕГАТИВНОЕ (минус 1% — 1,3% ВВП в зависимости от объема внедряемых правил, а у нас оно близко к максимальному);
  • воздействие на инвестиции — умеренно НЕГАТИВНОЕ (повышение стоимости капитала);
  • обострение НАЛОГОВОЙ КОНКУРЕНЦИИ между странами;
  • максимальный эффект смогут получить, в лучшем случае, лишь богатые страны — технически сложные процедуры, включая бремя доказывания позиции в судах и переговорах/спорах с правительственными органами других стран ставят менее обеспеченные ресурсами государства в НЕВЫГОДНОЕ положение. Для примера, проект antiBEPS суммарно составляет около 4 тысяч страниц, что вряд ли делает жизнь плательщиков налогов и государственных органов проще);
  • затраты налогоплательщиков на соблюдение требований законодательства и налоговая нагрузка — РАСТУТ (эффект разрушительнее при смещении в сектор среднего и малого бизнеса, практически не готовых к резким и сложным изменениям).

Весьма интересным научным обзором в указанной сфере стала февральская работа экспертов МВФ «At A Cost: The Real Effects of Thin Capitalization Rules» о влиянии на инвестиции правила тонкой капитализации (в Украине работает с 2015 года, но подвергнуто модификации Законами прошлого года — 466 и 1117). 

Используя данные из 34 стран за девятилетний период времени, делается вывод об отрицательном инвестиционном эффекте для экономики при введении правила тонкой капитализации, при этом негативный эффект возрастает с ростом установленной законом ставки налога на прибыль. 

Всем вышеперечисленным ложкам дегтя противостоит лишь две бочки меда: потенциальное снижение уровня избегания налогообложения и реальный рост сбора налогов.

Очевидно, именно последнее является определяющим для украинских экономических властей. 

А жаль, пенсии и иные социальные гарантии гораздо проще обслуживаются при растущей экономике, чем за счет агрессивного роста налогового и административного давления на бизнес и экономически активное население.

Публикуется с согласия автора.

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.